Палатку поставили в палисаднике пожарной части, прямо возле ж/д вокзала. По утрам наши автомобили со спящими внутри людьми представляли забавное зрелище. По вечерам там же, на привокзальной площади мы варили ужин и кушали, разобрав столик и стулья :) Сначала нас одолевала местная детвора, ближе к вечеру к пожарке подтягивались местные жители постарше, молодежь все больше тусовалась в привокзальном скверике, взрослые же кучковались поближе к самой пожарной части. По большей части, делать в поселке было нечего, я от скуки перенес запаску с задней двери на экспедиционник (задняя дверь неслабо так разболталась от веса запаски на грейдере), перелил из одной канистры бензин в бак. В остальное время только прохладительные напитки скрашивали скучные и жутко жаркие дни. Экипаж Сотки пару раз ездил на речку купаться.
Пожарная часть в Олёкме, где мне чинили помпу (за Соткой в палисаднике видно палатку))
На третий день, к вечеру, новая помпа была готова, вентилятор без гидромуфты напрямую прикручен к шкиву, течей нет, машина не греется. Я проехал пару километров, проверил, все было в норме. Так как было уже темно, выехать мы решили на утро.
К переправе (13.07)
Утром выехали часов в 9:00. По дороге к Олёкме было много спусков-подъемов. Местами дорога превратилась в довольно узкую тропу, окаймленную близко друг к другу растущими кустами и деревьями. Причем на спусках и подъемах дорога размыта ручьями, кое-где щебенку смыло, и дорога состояла сплошь из крупных камней.
Я ехал первым и по пути был момент, когда передо мной долго бежал то ли олень, то ли косуля какая-то, короче, какое-то копытное животное с белым хвостиком. Я его еле догнал, чтобы сфотографировать, бежал он со скоростью 40-50 км/ч. Потом я остановился, пропустил вперед Сотку, чтобы они смогли снять оленя на камеру.
По пути было два глубоких брода. В одном из них, хотя дно еще было полностью не проверено, Сотка поехала первой. На выезде из глубокого русла машина забуксовала. Я стоял сзади, поэтому сразу же кинулся сматывать свой трос с лебедки и цеплять ТЛК сзади, не снимая одежды. Замочил брелок от сигналки. Начал тянуть Сотку назад, но ее колеса были вывернуты влево, и сколько я не кричал, чтобы выровняли колеса, так и не докричался. Без меня там решили тянуть Сотку вперед, зацепили ее лебедку за остатки старого автомобильного моста и выехали на мелкое место. Из Тойоты уплыло несколько вещей, в том числе штуки три тапков :) Я за ними следом проехал это место без потерь, Сотка набрала воды в салон.
Я пытался Сотку назад вытащить, но не вышло
Залебедились вперед за старую опору моста
Следующий брод Наталья сама пошла мерить
Вот так весело и непринужденно к 12 дня мы подъехали к переправе через реку Олёкма.
Мы с Натальей и Соней сходили на другую сторону моста к сторожке, пообщались с находившейся там бригадой железнодорожников, они нас успокоили, что до завтрашнего утра никакого начальства больше не будет и что только сегодня с утра, прожившие на берегу два дня, джиперы из «Диверсанта» переправились на противоположный берег.
Мы спустились под мостом к реке и встали на берегу. Весь день пили, ели, купались, сушили салон Тойоты и вещи.
На олёкминском ж/д мосту (14.07)
Утром к мосту подъехали москвичи. Мало того, пока мы просыпались, они уже сходили на тот берег, взяли ключи от шлагбаума (перед мостом стоит шлагбаум, закрытый на замок). Ребята сказали нам, что у них есть договоренность о прохождении моста, что мы можем присоединиться к ним и что в 10 утра мы уже должны проехать на ту сторону.
Мы присоединились к московской колонне
Но ожидание затягивалось. И потихоньку были вынуты запасы съестного и спиртного, поставлен тент, сварен обед, выпито некоторое количество алкоголя. Поделились впечатлениями о БАМе, пофотографировались.
Леха и Иван позируют. Я тоже там чего-то показываю.
Если б не Глебов тент, зажарились бы мы там.
К обеду меня сморило. Подушки не было, обнял свою канистру :)
Вот так и прошел весь день.
Антон (TonY60) сказал, что мы через 2 недели будем в Магадане. Что меня в тот момент не очень устраивало, потому что мне 8-го августа нужно было выйти на работу, и из Магадана я планировал выехать числа 25-26 июля.
Старт на переезд моста был дан часов в 9 вечера. Тоже довольно занятное мероприятие. Вообще, рельсы (и расположенные между ними зачем-то уголки) довольно высокие, на колесах меньше 33’ довольно затруднительно ехать. Одним колесом едем впритык к уголку между рельсами, второе колесо идет снаружи левой рельсы по самому краю бетонной плиты. Я немного покоцал болтами боковины правых колес, потому что все время хотелось поехать еще немного правее, а там колесо начинает наезжать на уголок, крутим руль влево, съезжаем с уголка и боковиной шины тремся о болты. Говорили, что за день до нас у «Диверсантов» одна машина съехала с плиты с рельсами на расположенную несколько ниже плиту, по которой пешком ходят. Еле обратно затащили автомобиль.
Пока ехали через мост, ответственный за наш переезд человек заметно волновался и всё приговаривал «быстрее». Последним ехал Глеб (Глеб 501) на Лендровере на 31 колесах. Но и он переехал мост, благополучно съехал с рельсов и мы колонной двинулись дальше. Москвичи решили это дело отметить и сразу же съехали к Олёкме под мост и остались отмечать удачную переправу, мы же двинули дальше.
В Юктали (довольно крупный поселок с пятиэтажками) закупили продукты, доехали до какой-то речки и там заночевали. Заправляться в Юктали не стали, потому что там был только 80 бензин. Наши запасы стали подходить к концу.
На Тынду (15.07)
Утром выехали на Тынду. Перед выездом заметили, что у Сотки слетел хомут с пыльника ШРУС. Замотали проволокой, так как пластиковый хомут, которым закрепили мне пыльник ШРУС в Таксимо, оказался маленьким. Замотал пыльник проволокой, и поехали на Тынду. Чем ближе к городу, тем быстрее мы ехали, на некоторых участках даже разгонялись до 90 км/ч.
Были даже такие великолепные мосты
Заканчивающиеся всё той же грунтовкой
Иногда ехали по ведомственной дороге прямо у БАМа
В Лопче остановились спросить про ближайшую заправку. Один из аборигенов вынес 45-литровую бадью с 92 бензином. И забесплатно ее нам отдал. От предложенных Натальей денег отказался.
Километров за 100 до Тынды нас обогнал внедорожник, вроде бы Ниссан Террано. Но через десяток километров он уже стоял несколько уставший, и водитель ловил попутку. Так как шел дождь, я решил подбросить человека. Оказалось, у него срезало шпильки на одном колесе, он чудом не улетел с дороги, потому что шел довольно быстро.
Пока мы с ним ехали до Тынды, у меня стала совсем разваливаться машина.
Вообще, из-за моей неопытности, я так и проехал весь БАМ (а потом еще и почти всю Якутию) не сдувая колес. Усиленная жесткая подвеска, плюс жесткая внедорожная резина (Maxxis Bighorn) плюс 2 очка в шинах сыграли со мной и с машиной злую шутку.
Все неровности, ямки, камни, практически не встречая сопротивления в виде демпфирующих действий подвески (машина довольно легкая, водитель один и мало вещей), долбили в раму, кузов и во все агрегаты. От жесткой вибрации сначала просели передние торсионы (родные), из-за этого большими колесами погнуло передние крылья, повырывало все пластиковые накладки, подкрылки, подфарники. Пока были не загнуты кронштейны подфарников, ими прорезало довольно глубокие борозды в протекторе колес. От вибрации весьма вероятно и заклинило подшипник помпы, поскольку на оси, закрепленной только с одной стороны в подшипнике помпы, висели гидромуфта и вентилятор довольно значительного веса.
Так вот, перед Тындой, у меня отвалился задний бампер (проставки, изготовленные мной при боди-лифте из 2-мм стали, сломались). Пришлось подвязать его веревкой. Окончательно отломился от переднего крепления левый подфарник, и что-то гулко стало долбить сзади в салоне. По поводу последней неисправности я ломал голову до самого Якутска. Как потом оказалось, что это долбил кузов по раме :)
На въезде в Тынду Сергея (моего пассажира) встречал коллега, они отвезли нас на СТО, где мне поменяли пластины крепления заднего бампера, а Наталье заменили хомут пыльника и сменили масло в заднем мосту. После ремонта бампера у меня перестала открываться задняя дверь :)
Пока я ждал свой бампер, заправлялся и просто тупил около заправки, экипаж Сотки встретился с родней, съездили на кладбище. Потом они вернулись ко мне, привезли мне «сухпаек» и уехали искать место для ночлега. Как я понял, с кемпингами в Тынде не густо. В гостинице останавливаться не стали, потом родственница вспомнила, что какая-то ее подружка уехала в отпуск и у нее пустует квартира, в которой нам любезно разрешили переночевать.
Пока все это выяснялось, к заправке подъехал Антон (TonY60). Он заправился и сказал, что они с Лизой решили сегодня доехать до Чульмана и там заночевать. Остальные ребята из московской экспедиции разместились в местной гостинице.
В квартире мы с Натальей выпили шампанского «за взятие БАМа» и все разошлись спать.
В Якутию (16.07)
Утром собрались, заехали в магазин, заехали к памятнику покорителям БАМа и поехали дальше, в Якутию. На въезде в республику обязательный ритуал с повязыванием ленточек, фотографированием у стелы.
После Тынды дорога сначала пересекла Становой хребет, затем проходила через Алданское нагорье.
Снег здесь лежит до конца августа
Мы наивные полагали, что выехали с бездорожья и выехали на федералку, и теперь машины пойдут как по маслу. К сожалению, люди, назвавшие трассу М56 «Лена» автодорогой федерального значения, мягко говоря, не совсем в курсе дела. Трасса, тракт, шлях, проселок, большак, проезд, грейдер, скальник, прогон, траектория. Всё что угодно, но не автодорога федерального значения. Сколько на этой дороге стояло машин, у которых были пробиты, проколоты, разорваны и излохмачены в клочья колеса? Просто от такого замечательного «твердого» дорожного покрытия. Острый как бритва скальник истер и мой внедорожный протектор на 2/3. А пылища — это вообще отдельный разговор. Ее там столько, что иногда казалось, что едешь по зимнему лесу, все вокруг засыпано пылью, в низинах поднятая пыль стоит как туман, солнце на закате радикально красно-тусклого цвета.
Это не снег. Это пылища, а за деревьями красное солнце виднеется
Интересно, почему в других регионах федеральные дороги лучше. Вроде как, и алмазы в Якутии, и нефть есть, и вообще вся таблица Менделеева. Видимо кому-то не до таких мелочей, как единственная артерия, связывающая город федерального значения Якутск с остальной Россией (и это притом, что железной дороги до Якутска пока нет).
Справедливости надо отметить, что в паре-тройке мест работают дорожники, но это были самые редко встречающиеся дорожники на федеральной трассе за всю мою поездку и занимались они обновлением труб, через которые под дорогой протекают пересекающие ее ручьи и речки.
Асфальт, конечно, там тоже был, но очень мало. Около Чульмана — Нерюнгри — Беркакита, около Алдана — Томмота, а также на левом берегу Лены от Покровска до Якутска.
В этот день мы смогли доехать только до Верхней Амги. Долбежка в кузове меня потихоньку начала доставать, я перекладывал в багажнике вещи, по сто раз перепроверял, что же могло так долбить, но пока так и не выяснил, что это было. Решено было вставать на ремонт в Якутске.
Вообще, пейзаж после Алдана пошел довольно равнинный, очень много лугов, заболоченных озер и речек. Амга — одна из немногих по пути чистых горных рек. На берегу было много дальнобоев, мы встали рядом с ними, быстренько сварганили ужин, смыли пыль, поужинали и легли спать.
Не мы одни выбрали Амгу как место стоянки
Едем смотреть Ленские столбы (17.07)
Перед Якутском у нас в программе было посещение Ленских столбов. Мы решили попробовать посетить их самостоятельно, безо всяких теплоходов.
С утра все повторилось заново: скальник, пылища и одуряющая жара. Также досаждал и дым горящих кругом лесов.
Это не облако, это дым от пожара
К обеду доехали до Качикатцы, заправились там, пообедали в кафе и поехали к переправе. Несколько сот метров к переправе шли по некоей платной дороге. Просто поставили на некотором отдалении от реки шлагбаум, потом убитая «дорога», потом еще один шлагбаум, охранник и будка с кассой. Проезд стоит 140 рублей. Проезжаем к берегу и там грузимся на паром. Нам повезло, мы были последними, погрузились и сразу отправились. Переправа стоила порядка 500 рублей за машину и по 100 рублей за каждого пассажира.
На левом берегу нам было нужно максимально подняться вверх по течению вдоль Лены и там уже договориться о переправе к Столбам на моторной лодке.
Переправа через Лену в Качикатцы
По нашим сведениям, дорога была только до Еланки, а там уже решили определяться на месте. По пути в Еланку, нас догнал один из членов якутского внедорожного клуба «Мамонт». Расспросил нас о дальнейших планах и покатил в Якутск. Дорога до Еланки проходила по довольно живописным местам. Вдоль дороги паслись коровы, пейзаж состоял из холмистых зеленых лугов, окруженных еловым лесом. В некоторых местах лес был настолько причудливым, что казалось, что вот-вот на опушке появится баба Яга.
Само дорожное полотно — это конечно отдельный разговор. Это вроде бы и асфальт, но такой убитый, что ехать местами быстрее 30 км/ч по нему никак не получалось.
Доехали до поворота на Еланку. К самой деревне шла очень глубокая колея от машины типа ГАЗ-66. Хорошо, что давно стояла сухая, жаркая погода и колея была сухая. Проехали без проблем. Был бы дождь, пришлось бы ехать на лебедке.
В Еланке мы спустились к берегу.
Там высокий (20-30 метров) скалистый берег и только возле самой реки в июле открывается довольно широкая коса. Спустившись вниз и пообщавшись с местными жителями, предложившими нам переправу из Еланки к столбам за 5000, мы решили проехать немного дальше.
Как оказалось, по косе можно доехать до следующих населенных пунктов, а столбы находятся почти напротив одного из них, Тумула. Точнее, там немного дальше на берегу стоит гостиница, и желающих перевозят на моторной лодке через реку. Стоимость проезда 200 рублей с человека.
В общем, в районе Тумула мы остановились на ночлег. Вода в Лене была как парное молоко, вылезать из нее не хотелось совсем, тем более, что на берегу было очень много мошки. Причем, что характерно, Нижневартовская мошка меня не кусает, а Ленская, такое чувство, выгрызала клоки мяса. Наутро я весь был в волдырях.
Разожгли костер, он немного разогнал мошку. Поужинали, немного приняли и отправились спать.
В Якутск (18.07)
Утром меня кое-как растолкали, мы собрались и поехали. Доехали до того места, где людей приехавших на автомобиле перевозят на столбы. Там стояло что-то типа гостиницы, но я туда не ходил. Мы оставили машины, взяли воды, удобную обувь и погрузились в моторку. Переправляет людей местный егерь.
К сожалению, в Якутии давно стояла жара, и кругом горели леса. Поэтому видимость была очень ограниченная. Лодка обогнула остров и пересекла реку, плыли мы довольно долго. Причалили к берегу, а там оказывается целый комплекс, летом там живут волонтеры, которые следят за порядком, находятся «на хозяйстве» и проводят экскурсии.
Нас сразу предупредили, что собственно просмотр столбов производится сверху, и туда ведут 835 ступеней. Я тогда еще не придал этой цифре значения. Пошел наверх вместе со всеми :) Местный гид, Настя, провела с нами небольшой инструктаж, немного рассказала про это место и проводила до начала тропы.
Никогда не поднимайтесь на столбы, если с вечера приняли лишнего! Я дошел до 600-й ступеньки и там чуть не умер. В общем, пока я оклемался, все уже насмотрелись на красоты, и мы вместе спустились вниз. Единственное, что меня утешало — так это задымленность атмосферы, все равно всей красоты мы б там и не увидели.
На берегу остальные уговорили открыть лавку, купили сувениров и мы поплыли назад. По пути назад, где-то посередине Лены, егерь заметил переплывающую Лену косулю. Река в этом месте шириной примерно 3-4 километра. Потихоньку подплыли поближе, но хорошей фотки не получилось, к сожалению.
На другом берегу к нам подошла женщина и попросила довезти ее и ее внука до ближайшей цивилизации. Она приехала показать внуку Ленские столбы, а с попутками в обратном направлении у нее как-то не задалось. Мы согласились их взять, она села ко мне в машину, внука посадили в Сотку.
Рация у Натальи перестала работать на передачу. Так как было пыльно, то разъехались с Крузаком на значительное расстояние. В итоге, я поехал обратно опять по косе, Наталья поднялась вверх в Тумуле и ехала по верхней дороге. Там мы встретились у поворота на Еланку, дальше поехали вместе. В Покровске заправились, оттуда до Якутска уже шел асфальт. Я созвонился с ребятами из клуба «Мамонт», у них хранилась моя помпа. По приезду в Якутск мы с ними встретились, я забрал помпу, немного пообщались и мы поехали становиться на ночлег.
Наутро мы хотели найти СТО и там подремонтироваться.
По адресу, найденному по газете объявлений Дмитрием (Ведроводом) из «Мамонта» нам как-то очень не понравилось, и мы поехали искать гостиницу самостоятельно. В итоге сняли в гостинице «Ландыш» два номера. Я спал на полу в спальнике.
Ремонт (19.07)
Наутро поехали искать СТО «Октан», которое нам посоветовали местные джиперы, но все места в мастерской оказались заняты. Тогда владелец СТО нам порекомендовал мастерскую, в которой раньше занимались подготовкой внедорожников. Мы, немного поплутав по городу, нашли его, называлось оно «Автомастер». Там любезно согласились нам помочь. За очень умеренную цену мне переставили торсионы в шлицах, морда машины поднялась до прежнего уровня, а также заварили маленькую дырочку в глушителе. Отвалившуюся половину выхлопной системы я пристроил на багажнике к уже имеющимся там разнообразным отвалившимся частям автомобиля :) Еще мне продиагностировали подвеску.
У Натальи еще на БАМе начал с перебоями работать стартер. Она решила поменять его. Пока лечили Тагер, местный слесарь Прокопий съездил с ней в город, они купили новый воздушный фильтр, пыльник гранаты и новый стартер.
После меня в бокс загнали Сотку.
Пока суд да дело, я связался с Дмитрием (Ведроводом), попросил его поискать в Якутске рулевую тягу на Тагера. В магазине «Равенол» оказалась в наличии рулевая тяга на Musso, которая мне с успехом и подошла. Что характерно, прямо перед поездкой в Магадан я заменил рулевой наконечник со стороны водителя, после БАМа и М56 умерла рулевая тяга, а на озере Джека Лондона под Магаданом выдавило сальник с этой же стороны рулевой рейки. С купленной тягой съездил на СТО «У Нилыча», там мне ее установили и сделали сход. После чего я вернулся в мастерскую.
На Сотке, чтобы снять стартер, оказывается, нужно разобрать полмашины. В общем, через несколько часов ремонта, стартер был вынут на белый свет, он оказался с другим партномером, чем свежекупленный. Как потом выяснилось родной стартер на 2 кВт, а купленный был, скорее всего, изготовлен для автомобилей, эксплуатирующихся в жарком климате, и имел мощность в 1,4 кВт. Так как машина большую часть времени эксплуатируется в Сургуте, было решено новый стартер вернуть, а старый отремонтировать, тем более, что неисправность заключалась в перекосе втягивающего механизма.
Так как все эти нюансы стали известны уже к вечеру, то ремонт решено было перенести назавтра. Прокопий любезно предложил нам переночевать у него на даче. За что ему огромное спасибо.
Надо сказать, что по пути на дачу, мы проезжали мимо одной из заправок, на которой показывалась температура. Так вот, в этот день в Якутске в 8 вечера было +40°C!
Дача оказалась очень приличной, дачный поселок расположен в сосновом бору, на территории участка даже голубика росла дикая, немного напрягала мошка, но сильно она нас не доставала.
По дороге на дачу меня опять начал доставать это грохот в салоне. Приехав на дачу, я вытащил абсолютно всё из салона, чтобы послушать, не прекратится ли шум.
Когда Прокопий с женой уехали, и оставили нас, мы решили съездить в ближайший супермаркет. Так как Сотка стояла раскуроченная в сервисе, поехали на моей машине. Соню посадили на заднее сиденье, она послушала и сказала, что громыхает из-под пола багажника.
Я давно подозревал, что это проставки боди-лифта оторвались от кузова. Но на сервисе я пробовал покачать кузов с помощью лома, у меня не получилось. Здесь же я решил использовать домкрат, причем, поднять кузов именно сзади, а не по бокам, так как подозревал в отрыве именно задние проставки. К слову, боди-лифт 6 см сделан из капролактановых проставок диаметром 8 см. Передние 6 подушек закреплены болтами М12, задние 4 — болтами М10 (просто сзади внутри кузова остались закладные гайки М10, которые довольно проблематично было заменить).
В общем, подозрения подтвердились, это именно кузов бил по раме из-за оторвавшихся закладных гаек, которые впоследствии разбили кузов. Слабоват оказался кузов. Причем у корейских Korando все места крепления подушек еще дополнительно укреплены, а на Тагерах и этого нет.
Короче, увидев это, я расстроился окончательно и бросив все, пошел ужинать, а после и спать в бане. Я перед сном еще подумал, жара ведь стоит уже давно, ну с чего бы ей сменяться дождем :) В 5 утра пошел ливень и безжалостно замочил все мои вещи, бережно разбросанные на бетоне во дворе. Пришлось бежать быстренько их собирать и перекладывать в мансарду.
Окончание ремонта и выезд на «Колыму» (20.07)
Утром мы втроем (я, Наталья и Соня), оставив родителей «на хозяйстве», поехали на СТО. Предварительно, я вынес все вещи сушиться на солнышке.
На СТО уже ремонтировали какую-то машину, потом мы ждали Прокопия, потом ждали мастера-электрика. Прокопий с Натальей съездили, сдали назад стартер.
Сняли Сотку с подъемника, Прокопий стал ставить обратно стартер с починенным втягивающим. А Виталий стал лечить мой кузов. Он приподнял кузов относительно рамы, вытащил задние проставки, приварил закладные гайки М10 к новым пластинкам из стали 3 мм и приварил пластинки к кузову. Пока он занимался моим бодилифтом, я снял задний бампер и расточил отверстия под крепежные болты в пластинах-проставках, после установки бампера, задняя дверь стала нормально открываться.
Фото на память у мастерской «Автомастер»
Ближе к закрытию все было починено, установлено и оплачено. Мы сфотографировались на память и поехали обратно на дачу. Там оперативно уложились, упаковались, отдали Прокопию ключи, он нам подарил на память сувениры.
Мы потихоньку двинули на переправу в сторону Нижнего Бестяха. Подъехали к переправе, спокойно погрузились на паром, спокойно переправились (хотя нам рассказывали чуть ли не о войнах на этой переправе). Стоимость парома примерно такая же, как и в Качикатцы. На пароме Наталья пообщалась с водителем Газели, оказалось, что дальше по дороге будет паромная переправа через Алдан, немного не доезжая Хандыги. Паромы там ходят в 9 утра и в 9 вечера. Поэтому все, кто едут в ту сторону, намерены ехать всю ночь, чтобы к утру сесть на паром. До этой переправы чуть меньше 400 км. Но дорога здесь мало отличается от трассы «Лена», поэтому мы решили ехать с утра.
На том берегу, уже затемно, заправились сами, заполнили канистры и выдвинулись по трассе «Колыма» на восток. На выезде из Бестяха, заехали в магазин, закупили некоторые продукты, там местная молодежь сказала нам о наличии неподалеку озер. Мы немного отъехали от поселка и свернули на примыкавший к трассе песчаный проселок, уходящий в лес. Проехав по нему пару километров мы встали на берегу озерца. Поужинали и легли спать.
Переправа (21.07)
Утром, выехав обратно на трассу, мы направились к переправе. Биение кузова у меня прекратилось, но тряска все равно одолела. Я предложил Наталье немного спустить колеса. Оказалось, что у меня в колесах было накачано по 2 атмосферы, я спустился до полутора, но колеса сплющились совсем немного. Оказывается, эта резина очень жесткая, и для таких дорог я чересчур перекачал колеса. Дальше езда стала более комфортной и тихой по сравнению с предыдущими неделями.
Трасса «Колыма» в Якутии идентична трассе «Лена»
Почему-то в Якутии трудно было найти нормальную бутилированную минеральную или просто питьевую воду. Где-то в Чурапчинском районе в придорожном кафе нашлась бутилированная вода. Вода оказалась отвратительной. Так и провалялась в машине, пока ее не выбросил. После этого покупал только воду проверенных производителей.
Ближе к 5 вечера доехали до переправы через Алдан. Я про эту часть маршрута читал давно, поэтому все, что было в дороге дальше, было мне практически неизвестно. Поэтому наличие на дороге федерального значения паромной переправы, работающей два раза в сутки, меня несколько обескуражило. Паромы стояли чуть дальше на берегу, но все ждали 9 вечера. Мы успели снять на Крузаке спускающее колесо, отремонтировать его, подкачать, заменить запаской. Стояла жара, мы несколько раз искупались в Алдане, поужинали. Ближе к вечеру на переправе скопилось пара десятков машин. Две или три фуры и очень много УАЗов буханок. Видимо, самый популярный в этих краях вид транспорта.
Пока ждали переправы, к реке подъехал мотоциклист. Это оказался путешественник из Польши Володя, и он один едет в Магадан на мотоцикле. Мы с ним немного пообщались и решили вместе остановиться на ночевку.
Вечером наконец-то подошел паром, и мы загрузились. Плыли против течения около часа.
Когда съехали с парома, солнце уже начало заходить. Решили переночевать на берегу.
Как потом оказалось, что это немного неудачная идея. На этом берегу реки располагалась деревня Кескил, не успели мы разложиться на берегу, в паре километров от деревни, как к нам в лагери пришли два местных синяка, пока еще со своей бутылкой. Процесс общения лично мне был неприятен, зачем они пришли было ясно сразу. Кое-как выгнав их обратно, мы решили поужинать здесь, а спать отъехать на несколько километров дальше. Володя неплохо, в принципе, говорил по-русски, поэтому мы довольно мило пообщались за столом.
Ужин с мотоциклистом Володей (на заднем плане)
После ужина собрались и поехали в сторону Хандыги. Отъехав километров 20 от Кескила, свернули на галечную дорогу (на которой Володя пару раз уронил мотоцикл) к Алдану, на берегу которого мы и расположились на ночлег.
Я поставил машину так, чтобы за ней «спрятался» мотоцикл и Володина палатка. Наша компания ночевала обычным порядком: я в Тагере, Наталья с Соней на спальнике в Крузаке, ее родители в палатке.
К Хандыга — прижимы — Томтор (22.07)
Утром потихоньку все проснулись, собрались, Володя предложил мне вскипятить воды для кофе на его примусе, в его котелке и из его воды. Как потом оказалось, вместо воды я вскипятил прозрачную сладкую газировку :) Пришлось делать кофе на своей плитке, из своей воды.
На Хандыгу Володя поехал вместе с нами.. Вообще, о дальнейшем продвижении с поляком договаривалась Наталья, поэтому о планах совместной езды мне было не совсем всё известно.
В Хандыге мы заправились, я купил упаковку минералки 6 бутылок, Володя набрал газировки и положил ее в Крузака, пассажиры Сотки затарились кроме всего прочего еще и ящиком пива (я как-то по неподготовленности не придал сначала этому значения).
На сегодняшний день был план доехать до Оймякона. По дороге мы обогнали Володю, и, чтобы он не глотал за нами пыль, оторвались от него вперед.
Все повторяется пыль, скальник, жара
Между Хандыыгой и Развилкой есть одно ответвление от трассы «Колыма». На этом ответвлении стоит дорожный знак, который я увидел, когда изучал материалы про предыдущие экспедиции в Магадан. На этом знаке указаны направления на Магадан прямо и ответвление налево. На этом ответвлении значатся населенные пункты: Тополиное (это поселок, до которого идет круглогодичная автодорога), Батагай, Усть-Куйга и Депутатский. Так вот, в экспедицию в Магадан я ехал в том числе, чтобы сфотографироваться у этого знака. Дело в том, что родом я из Депутатского и заканчивал школу там. Автодорога «Усть-Куйга — Депутатский» является одной из самых северных круглогодичных автодорог, интересно, в каком она сейчас состоянии. Ну а в Батагае иногда садились самолеты, летевшие в Депутатский. Так что этот знак есть некий возврат в прошлое, боюсь, что это самая ближайшая точка к малой родине, на которой я смогу когда-либо побывать.
Эти сопки и распадки.
Не забыть нам с тобой.
И родной Депутатский,
Ставший нашей судьбой…
После Хандыги по равнине стали потихоньку приближаться к Верхоянскому хребту и к его знаменитым перевалам и прижимам.
На горизонте Верхоянский хребет