И в Якутии есть красивые места
Прижим — это вырубленная в скале дорога, когда с одной стороны обрыв на несколько десятков (а иногда и сотен) метров в ущелье к петляющей внизу реке, а с другой — крутая, осыпающаяся скала. Причем, местами дорога на прижиме идет в одну колею с карманами для разъезда со встречными автомобилями. Самые известные прижимы по дороге от Хандыге к Кюбюме — Желтый и Черный. Но сейчас они стали безопасными. На Желтом и Черном прижимах вовсю идут работы по расширению. Везде предупреждения о возможных взрывных работах, целая куча техники. На Черном дорогу поливают, чтобы не было пыли, и черная, липкая грязюка как пластилин, заляпала всю машину.
Как нам потом сказали местные жители, всей красоты и опасности прижимов мы уже не застали, на Черном даже не осталось таблички предупреждения о въезде на прижим (на обратном пути специально высматривал ее, может быть, убрали на время работ по расширению).
Здесь видно, почему прижимы так называются.
Цвет слагающих сопок камней и дал названия
Вообще, конечно очень красивые места, но, к сожалению, я ехал один, а одновременно рулить и фотографировать несподручно.
Впереди видно, как ведутся работы по расширению Желтого прижима
Видно, что Черный прижим тоже расширяют
Уже не так страшно, как раньше
А здесь видно, как раньше по прижимам ездили.
Впереди подъем с поворотом налево и дорога всего в одну колею.
После проезда хребта, дорога идет по всё расширяющейся долине, обрамленной горами.
К 6 вечера доехали до Кюбюме. На самом деле, здесь когда-то был автомобильный мост через реку, само село расположено на другом берегу и давно заброшено. Федеральная трасса «Колыма» здесь уходит на север, на Усть-Неру. А направо, через реку идет старая «Колыма» сначала до Томтора, а оттуда дальше к Кадыкчану, где опять соединяется с новой «Колымой».
На этом берегу, чуть дальше, стоит АЗС и даже есть кафе. Так как до Томтора движение еще присутствует, а моста через Кюбюме нет, то там же можно договориться о переправе через реку в кузове Урала.
Мы заправились, и долго ходили, щупали дно. В итоге переправились вброд без потерь на другую сторону и остановились перекусить. И только тут вспомнили, что мы ехали «вместе» с Володей, как сказала Наталья, он тоже хотел поехать с нами через Томтор-Оймякон.
В общем, не получилось у нас поехать вместе. Обратно переправляться так никто и не решился, по звуку, мотоцикл проехал мимо развилки (на которой написано Томтор и никакого упоминания об Оймяконе нет).
Подождав еще немного (рации у Володи не было, телефон его мы не знали, да и связи там не было никакой), мы все-таки решили, что по федералке ему будет ехать сподручней и отправились на Томтор.
После Хандыги цивилизации не было больше никакой. Я тут понял, зачем столько пива было куплено в Крузак, они выделили мне от щедрот бутылочку. После переправы через Кюбюме и проезда через пару небольших перевалов заметно похолодало. В низинах комаров были просто тучи, несмотря на еще не зашедшее солнце. Видневшиеся то тут, то там выходы мерзлоты, нерастаявшие ледники указывали на то, что мы находимся в самом холодном месте северного полушария.
По пути встречалось несколько заброшенных сел и поселков. Кое-где стояли машины охотников за металлоломом. На броде на одной из рек стояла артель старателей (не знаю, официальная или нет, но махали нам приветливо, оружия не было). В принципе, видно, что этой дорогой люди пользуются, мосты латаются, откровенного бездорожья нет, огромных луж нет, проехать можно везде.
Стела «Полюс холода» перед Томтором
К Томтору мы подъехали уже затемно. Покрутились там возле метеостанции. Пообщались с водителем УАЗа-буханки, попавшимся нам навстречу. Оказалось, что в лесу нашли чей-то труп и порекомендовали нам далеко от поселка не ночевать.
Еще он рассказал, что до Оймякона от Томтора порядка 30 километров, поведал об имеющемся в сопке рядом с Томтором действующем (21 июля) музее ледяных фигур, в который мы, к сожалению, не попали. Ну и как же на полюсе холода без деда Мороза? Каждую весну в Томторе проходит фестиваль «Полюс Холода». В построенной резиденции деда Мороза, собираются дед Мороз из Великого Устюга, Санта-Клаус из Лапландии и местный якутский аналог — Чысхаана (Образ Холода, Властелин Мороза).
Мы встали на ночевку около метеостанции.
За спиной у Сони домик деда Мороза.
«Полюс холода» — старая «Колыма» (23.07)
Стела в Томторе (в цетре герба написано -71.2°С)
С утра покатались немного по Томтору, пофотографировались у стел, и поехали на Оймякон. У меня уже поджимали сроки, я, честно говоря, торопился в Магадан, потому не очень-то был доволен поездкой в сам поселок. Хотя стела с бюстом геолога С.В.Обручева, сына автора знаменитых «Земли Санникова» и «Плутонии» В.А.Обручева, расположена именно в Оймяконе. И именно Сергей Обручев в 1924 году рассчитал минимальную температуру для Оймякона в -71,2°С. Да, официально зарегистрированная в этих краях температура -67,7°С, причем зафиксирована она была на метеостанции в Томторе в 1933 году, а в Верхоянске в 1892 году зафиксировали -67,8°С. В общем, с полюсом холода официально все не так просто, но на слуху у всех все-таки Оймякон.
Доехали мы до Оймякона, сфотографировались у двух стел и повернули назад.
Вторая стела, на которой отмечена экспедиция Обручева и есть его профиль.
Рядом символ холода — бык
В Томторе немного затарились продуктами, в который раз оказалось, что хлеба в магазине нет. На выезде из Томтора заправились под завязку, немного пообщались с подъехавшими мотоциклистами из Австралии. Они ехали вообще налегке, как оказалось, весь багаж вез ехавший за ними грузовик. Оторвались от них и поехали в сторону Кадыкчана.
Собственно, отсюда и началась та самая заброшенная часть старой (южной) «Колымы». Одна из старейших дорог на Дальнем востоке, построенная заключенными. Строилась дорога простым способом: снимался слой грунта, настилалось покрытие из деревьев и сверху все засыпалось камнями и щебенкой, которые впоследствии утрамбовывались. Практически всё делалось руками, никакой механизации не было. По слухам, очень много людей погибло во время строительства дороги, а так как хоронить в вечной мерзлоте тела очень трудозатратное мероприятие, говорят, что трупы закапывали прямо в дорожное полотно, потому у этой дороги есть еще одно неофициальное название - «дорога на костях»
Магаданская часть «южной» дороги полностью заброшена, на ней не осталось ни одного жилого населенного пункта. На разделе Якутии и Магаданской области стоит стела «Оймяконский район». Как нам потом сказали москвичи, там все оставляют свои подписи и наклейки. Мы почему-то проехали мимо.
Почти на всех крупных реках мосты еще есть (Куйдусун, Индигирка, Куранах-Сала). Сложных бродов на участке Томтор — Кадыкчан в принципе не было. Единственное, пока мы ехали, все время шел дождь, и я все боялся, что поднимется вода в какой-нибудь из рек и нам придется ждать, пока вода спадет. Но ближе к закату дождь кончился, и дорогу нам вперед указывала вставшая впереди радуга.
Одно из названий «южной» Колымы — «дорога тысячи луж». Очень подходящее название, кроме бродов через ручьи, нами было пересечено несчетное количество этих самых луж. Некоторые из них очень глубоки и было их несколько десятков. Также на дороге очень много размытых мест, огромных ям и ручьев. В трех местах на прижимах дорогу пересекали оползни из грязи вперемешку с целыми деревьями.
Тундра, некоторые мостики еще живы
Тут надо отметить один факт. Перед нами, за день этой дорогой прошли более подготоволенные во внедорожном плане ребята из Москвы. Следы их протекторов были видны на дороге.
Тут я пытался лужу объехать. Не смог, выдернули назад
Сначала первой ехала Наталья. Перед каждым препятствием она выгоняла своего штурмана-папу проверять брод, лужу или яму впереди. Через час беготни он как-то заметно погрустнел и сник :) Я предложил себя в качестве авангарда «колонны». Так как штурмана у меня не было, небольшой опыт проезда препятствий был, а также грела душу лебедка в Крузаке, ехавшем сзади и, самое главное, я видел впереди следы москвичей, большинство препятствий я взял ходом. Исключение составила несколько действительно глубоких луж. Одну из них я хотел объехать по болоту слева, но сразу же врюхался по раму, меня вытащили назад лебедкой, и больше я таких экспериментов не проделывал. Самые сложные провалы и промывы в дороге я проезжал первым, так как у меня меньшие свесы, чем на Крузаке, за мной Наталье уже проще было ехать, хотя и зацепы задним бампером и глушителем у нее конечно были. Через завалы проехали очень медленно, по следам московских протекторов. Как потом оказалось, ребята эти участки преодолевали подолгу. Пилили, копали, лебедились. Мы же все самые сложные участки проехали в темноте, так и не оценив всей их сложности.
Здесь прошел оползень, а москвичи построили дорогу
«Тысяча луж» не хочет нас отпускать
Когда по навигатору до Кадыкчана оставалось всего 25-30 километров, у меня из-под капота раздался хруст и грохот. Как оказалось, из-за прохождения луж и бродов с привинченным к шкиву помпы намертво (без гидромуфты) вентилятором, срезало гайку, крепившую на выточенной в Олёкме оси помпы фланец крепления шкива. Перекосило шкив и вентилятором рубануло по радиатору. Слетел ремень, шкив, поломало две лопасти вентилятора и прорубило ячейки радиатора.
Решили остановиться прямо здесь, на обочине дороги на ночлег. Дальше в принципе бездорожья должно было быть мало, мы несколько километров назад проехали место стоянки старателей с техникой, значит, дальше дорога проходима.
Ремонт и озеро Джека Лондона (24.07)
Наутро, я наученный горьким опытом выхода из машины в районе Томтора — Оймякона, да и вообще всей старой «Колымы», надел куртку, берцы и накомарник. Гнуса в этих краях было чересчур много.
С вечера я не знал про сломанный радиатор, думал, что придется просто заменить помпу новой (которую мне переправили ребята из Красноярска и которую я забрал в Якутске). Когда начал сливать остатки антифриза, он полился и через пробоину в радиаторе. Надо сказать, что я не имел опыта починки алюминиевых радиаторов в условиях Магаданской тундры, как впрочем, и вообще никакого опыта починки радиаторов, слышал, что как-то можно паять медные, но был уверен, что у меня алюминиевый. Короче, я как всегда расстроился (вообще, надо сказать, любые неприятности с машиной меня всю дорогу выводили из равновесия, и мне тяжело было морально справляться со всеми неисправностями автомобиля, хотя виду я вроде как обычно не подавал). Решили попробовать на веревке дотащить меня до цивилизации, благо до федералки оставалось каких-то 30 километров. Но тут нам навстречу подъехал старатель на Урале. Он сказал, что миллион раз чинил такие радиаторы, рассказал технологию и отправился дальше. Еще он сказал, что по Тенькинской трассе машины не ходят, потому что в одном месте там отсутствует мост, а проехать вброд невозможно даже на Урале. Вдохновленные его словами, мы решили, во что бы то ни стало, починиться здесь и ехать в Магадан своим ходом. Я взялся за замену помпы, а Натальин отец за починку радиатора.
Чтобы слить антифриз из блока, нужно снимать правое колесо, вот второй раз достали хайджек
Я в полной амуниции… комары до меня не добрались :)
Снятая «олёкминская» помпа со срезанной резьбой крепления фланца
Он пооткусывал кусачками мешающиеся ребра, закрутил в спираль оторванные от нижней банки радиатора трубочки, заглушив их. На нижней банке радиатора узкие отверстия от трубочек проложил сырой резиной из шиноремонтного набора, сверху положил два слоя заплат из сырой резины, залил все клеем «суперцемент», придавил деревянным бруском и скрутил все проволокой. Пока подсыхал клей, мы перекусили, потом проверили на герметичность радиатор. Удачно. Поставили его на место, соединили все патрубки. Но на нижнем патрубке радиатора сломался винтовой хомут. Переставили туда хомут с верхнего патрубка, а на его место намотали проволоку.
Полоски из сырой резины на клею
Тронулись. Вроде температура не поднималась, и течей не было. Понемногу выехали к Кадыкчану. Оттуда по хорошей грунтовке поехали в Магадан. На федеральной трассе сразу же появилась сотовая связь. Ехать можно было довольно быстро, дорога широкая и ровная.
Вдалеке виднеется Кадыкчан, заезжать мы туда не стали
Отойдя от Кадыкчана, дорог пошла вдоль сопок, ограниченная справа рекой или ручьем. Вся река перекопана, видно следы старателей, перелопачены тонны щебня.
Все ручьи и речки после Кадыкчана перекопаны, видимо здесь было когда-то золото
Проехали несколько поселков, почти все они или полностью или наполовину заброшены. Очень удручающая картина, глядя на эту разруху, я был очень рад, что мы не поехали в Кадыкчан, очень тяжело смотреть на мертвые города и поселки, может быть потому, что я родом из одного такого. Поселок Депутатский, про который я писал выше тоже стоит сейчас полумертвый. А ведь когда-то там было самое крупное в Союзе месторождение олова и даже построили горно-обогатительный комбинат в конце 80-х, за строительство которого моей маме, например, дали орден Красного Знамени.
Заправляться решили в Сусумане. Я приехал в поселок на заправку первым, из-за пыли на дороге мы далеко разъехались с Натальей.
Пока заправлялся, к заправке подъехали москвичи. Всего осталось три машины. Антон (Tony60) с Лизой на Патруле, Алексей (AlexHilux) с Региной на белой ТЛК70 и Глеб (Глеб501) с Мишей (Mihey_4x4) на белом Лендровере. Другие участники по разным обстоятельствам отсоединились от колонны. Один экипаж сделал правильнее всех. Они купили подготовленный автомобиль в Иркутске, прошли весь маршрут (только после Хандыги поехали по федеральной «Колыме»), продали машину в Магадане и вернулись в Москву на самолете. Кто-то поехал во Владивосток, кто-то после БАМа повернул на Невер и по федералке уехал в Москву.
На заправке Антон сильно ругал Глеба, что-то тот начудил, когда они делали остановку в Кадыкчане. Как оказалось, в Томторе к москвичам присоединилась автостопщица Ася, которая ехала в машине у Антона, так как у него одного было хоть какое-то место. Они попросили меня взять ее к себе, потому что я все равно ехал один, к тому же мы собирались без остановок ехать до самого Магадана. Я согласился, и только после этого узнал, что Наталья и москвичи собрались посетить озеро Джека Лондона. Из прочитанного в Интернете про это озеро, вспомнилось только то, что дороги туда вроде как и нет. Один ехать в Магадан я совсем не хотел. Остальные же настроились ехать на озеро и в один голос твердили, что оно совсем рядом с Ягодным и там прекрасные места. В общем, я решил поехать вместе со всеми.
К Ягодному мы подъехали колонной в четыре машины, Антон где-то ото всех отстал.
Проехав всего 9 километров после Ягодного, мы свернули вправо под указатель «Оз. Джека Лондона», приличного вида такой указатель, не предвещающий ничего плохого.
Но меня сразу смутило расстояние, показываемое GPS-навигатором до озера (60 километров), причем по прямой, а не по дорогам. Плюс, на въезде на «дорогу» к озеру нам встретился УАЗ-буханка и его водитель сказал, что дорога к озеру нормальная, только пара глубоких луж и бродов. Обычно, местные жители нам говорили, что туда, куда мы едем, дороги нет, и мы туда уж точно ни за что не проедем. Хотя на самом деле всегда всё было не так страшно. Здесь же никто нас не предостерегал.