Отступление от тем Россия - Крым, всё сдесь уже написано и переписано, начинаю собирать интересные отчёты о путешествиях на автомобиле | 00:15 |
Нижневартовск — БАМ — «Колыма» — Магадан на ТагАЗ Tager и Toyota Land Cruiser 100Автор: Шахов Евгений (Шевген) http://travel.drom.ru/17655/ НачалоПосле несколько сумбурной мини-экспедиции в Ямбург в сентябре 2010 года, у меня появилось какое-то чувство неудовлетворенности. Захотелось съездить в какую-нибудь серьезную экспедицию. Может быть, даже в Магадан или, например, на родину, в поселок Депутатский, в Якутии. Но с Депутатским затея слишком опрометчивая. А вот почитав немного про Магадан, я понял, что ничего страшного там нет, и ездят туда живые люди на нормальный автомобилях. Как-то в октябре, в очередной раз просматривая сайт сургутского внедорожного клуба «Штурмовик» (Сургут рядом с Нижневартовском, 230 километров), наткнулся на ветку о готовящейся экспедиции летом 2011 года на Камчатку. На Камчатку конечно забавно бы замахнуться, но я решил, что я смогу осилить только Магадан, и до туда мне с ребятами по пути. Зарегистрировался на форуме и отписался в эту ветку. Экспедицию организовывала Наталья Деренок, в тот момент она были председателем клуба «Штурмовик». Как потом оказалось, она очень много экспедиций прошла и имела довольно большой опыт таких поездок. У меня имелся в наличии автомобиль ТагАЗ Tager с бензиновым мотором 2,3 литра, МКПП, парт-таймом. Вообще, эта машина — собранный в Таганроге аналог SsangYong Korando, как показала практика, весьма некачественно собранный. Я потихоньку начал готовить машину к поездке, так как на тот момент машина была в стоковом состоянии. За полгода я понемногу сделал бодилифт, лифт подвески, установил внедорожную резины Maxxis Bighorn 285/75 R16 и стальные диски с вылетом -20 мм. Также была установлена площадка под лебедку, электрическая лебедка SportWay X9500, самодельный шноркель, экспедиционный багажник. Еще добавил дистанционный выключатель массы и перенес некоторые электронные компоненты в салоне машины повыше, чтоб в бродах не замочить электронику. Так как машина бензиновая, без этого никак обойтись не получилось. Еще вывел сапуны мостов и коробки с раздаткой. Как обычно, в поездку заявилось несколько экипажей, к июлю, на который запланировали выезд, остались всего две машины, мой ТагАЗ Tager и Toyota Land Cruiser 100 Натальи. Причем, я поехал один, так как мой штурман отказался от экспедиции за пару месяцев до поездки, а нового я так и не нашел. Подготовка (30.06)Мой выезд был запланирован на пятницу, 1 июля, часа на 3-4 утра. В последний день перед поездкой обязательно нужно было сделать две вещи: поклеить наклейки на борта и установить экспедиционный багажник (багажник в изготовлении был давно и вроде как в этот день обещали его поставить на место).
Хотелось перед поездкой еще поспать, потому что предполагалось, что в следующую неделю придется ехать в ускоренном темпе, чтобы успеть побывать на фестивале «Кодар-2011» в Новой Чаре. Учитывая, что в последний месяц перед поездкой из гаража я не вылазил и спать и так удавалось немного, желание поспать было предсказуемым. К полуночи багажник был установлен, наклейки все поклеены. Hi-jack и лопата, а также две пластиковые 30-литровые канистры были укреплены сверху на багажнике, и машина была практически готова к поездке. Дома еще допаковали кое-какие вещи, спать я лег в час ночи. Немного расскажу, как я расположил вещи в машине. Почти всё влезло в салон. Так как ехал я один, и бензобак расположен вдоль оси машины с водительской стороны, я решил все барахло тоже разместить вдоль оси, но с правой стороны на разложенном заднем сидении. В центре салона от задней двери до передних сидений, от потолка до пола вдоль оси я закрепил сетку, чтобы вещи не падали на водительскую сторону. В итоге были свободны передние сидения, и за водителем место тоже было свободным. Спальное место организовывалось очень быстро. Отодвигаем водительское кресло вперед, снимаем подголовник и раскладываем его спинку вровень с разложенным задним сидением.
Выезд (01.07-02.07)В 5:30 зазвонил будильник. Я позавтракал, отнес все в машину и в 7 утра выехал. При выезде из города пообщался с двумя одноклубниками, мне пожелали счастливой дороги, и я рванул до первого пункта в своем путешествии — до Омска. Просто дело в том, что мне нужно было отвезти собаку на время моего отсутствия к теще, чтобы за ней там смотрели. Поэтому со вторым экипажем мы поехали немного разными дорогами. Они решили плыть на пароме до Каргаска, оттуда своим ходом в Томск и где-то в тех краях мы должны были пересечься, так как я туда доехал своим ходом. Сургут находится по пути в Омск, а паром отправляется из Стрежевого, что еще в 70 км от Нижневартовска на восток, поэтому со вторым экипажем на ТЛК 100 мы пересеклись где-то между Сургутом и Нижневартовском. Встретились в 8:30 на 115 километре дороги Сургут-Нижневартовск, пофотографировались, я подключил им GSM-трекер к 12 вольтам, немного выгулял пса, и мы разъехались. Через 50 км меня оштрафовали за превышение (118 км/ч). Причем о засаде я слышал по рации, но что-то задумался и прозевал камеру.
Перед поездкой опять начитался про участок дороги Уват-Салым. Решил попробовать частично объехать этот участок, для этого поехал из Нефтеюганска не сразу на Пыть-Ях, а на Ханты-Мансийск, там хорошая дорога, но на 100 км длиннее.
Когда ехал обратно, выяснил, что особого выигрыша нет, так как вся самая плохая дорога все равно проезжается. На плохом участке дороги выяснилось, что канистра была плохо закреплена на багажнике, пришлось перевязывать заново. До Омска (1500 км) в этот день не доехал 350 км, в час ночи завалился спать в машине, в 6 утра выехал на Омск, в городе был в 12 дня.
Там сдал собаку, у родителей поел, поспал до вечера и в 19:00 выехал дальше. В 2:30 пришла СМС-ка от Натальи, они пришвартовались в Каргаске. В полном составе (03.07)По пути в Новосибирск я несколько раз останавливался поспать. В Новосибирск заезжать не стал, сразу рванул по объездной в Кемерово. В Мошково на газпромовской заправке я решил купить некую бонусную карту газпромнефть, думал, может скидки какие пойдут. Короче, после этого на востоке я больше газпромовских заправок не видел :)
Доехал до Кемерово, как обычно, поплутал по городу. Погода и дорога отличные. Экипаж Сотки был уже в Мариинске, пока я ехал до Мариинска, они уже уехали в Ачинск. Долго вспоминал, откуда же мне известно про город Мариинск, пока не увидел большой баннер про Мариинский ликероводочный завод :) Да-да, именно там делают знаменитую, дорогую, но невкусную водку «Белуга». Короче, из Мариинска домчал до Ачинска, чудесного промышленного городка, утыканного трубами и встретившего меня замечательными запахами разноцветных дымов, валивших из этих труб.
Там мы, наконец, воссоединились с Соткой и поехали в Красноярск, где поужинали и заночевали в гостинице на въезде в город. Восточная Сибирь (04.07)С утра я хотел по-быстрому поменять масло в двигателе. Но мои радужные мечты о быстрой смене масла разбились о суровую реальность. Как мне потом сказали сами СТО-шники на 4-й уже станции, в понедельник с утра красноярским автомастерам нужно делать снисхождение. Короче, к обеду я все-таки сменил масло и поймал штраф за превышение на стационарном посту. Вернулся в гостиницу, там экипаж Сотки уже скучал, ожидая меня. Мы быстренько собрались и поехали дальше.
Так как ТЛК100 имеет бензиновый двигатель в два раза большего объема, чем мой, мне было тяжко за ними гнаться, тем более на подъемах (а после Красноярска пошла пересеченная местность). Так что я первый и последний раз заправился 95 бензином. Добавилось, конечно, динамики, но все равно 4,7 литра, АКПП и круиз-контроль это не 2,3 литра с МКПП. Бодренько по отличному асфальту долетели до Канска, оттуда Натальин навигатор отправил нас почему-то не на Тайшет — Тулун — Братск, а на Дзержинское.
Может быть, там и был какой-то внедорожный проезд до Братска, но мы решили не рисковать и, расспросив местных водителей, повернули обратно и, проехав Канск, поехали на Тулун.
Вообще, дорога от Тайшета до Тулуна до сих пор представляет собой довольно неровную грунтовку, которую я застал тут еще 20 лет назад, когда с родителями путешествовал на жигулях по восточной Сибири. На этом грейдере от вибрации оторвался крепежный кронштейн от трубы глушителя, оставив в ней нормальную такую дыру. Надо отдать должное дорожникам, подобных участков на просторах Сибири, точнее на «Транссибе», осталось очень мало. Не то, что по ту сторону Урала. Ездил в прошлом году на море, в европейской части России дороги гораздо хуже, чем в Сибири., может быть потому, что движение там интенсивнее? Остановились в кафе «У Петра», это видимо какое-то популярное место на трассе, столько там машин на стоянке. В кафешке был полный аншлаг. Покушали, пообщались с байкерами и поехали дальше.
В этот же вечер остановились на каком-то подворье в Нижнеудинске. Я ночевал в машине. Наталья с дочкой у себя в Сотке ночевали, родители спали в номере гостиницы. Братск — Усть-Кут — Улькан (05.07)В 6 утра меня разбудили. Пока остальные завтракали, я поехал на заправку, заодно и умылся там же. Завтракал в машине на ходу. В 11 утра приехали в Братск. Целый час на заправке затарились бензином. Залили во все канистры, я облился бензином, в итоге все кое-как закрепили и поехали по городу. Я вообще хотел поспать, так как всю дорогу клевал носом, никак не мог выспаться, но не получилось опять. Закупились на рынке продуктами и поехали на Усть-Кут. Проехали Братскую ГЭС, жалко останавливаться для фотографирования нельзя, очень красиво. После Братска началась грунтовка. Мне показалось, что чересчур жесткая, а просто надо было спустить немного колеса. По пути искали какое-то ангарское село, местную достопримечательность, но не нашли. Перекусили в кафе в Видиме.
До Усть-Кута треть дороги асфальт, остальное — грейдер, местами ехали 40 км/ч. Места довольно красивые, сопки, серпантины, прижимы. Но погода была слишком пасмурная, все время капал дождь и повсюду был туман.
К 11 вечера доехали до Улькана, в темноте попросились ночевать на территории какой-то то ли базы, то ли ж/д тупика. Короче, под охраной собак и сторожа легли спать в машинах. В этот день планировали доехать до Байкала, чтобы на следующий день устроить полноценную дневку, но не получилось, до Северобайкальска оставалось 140 км. Байкал (06.07)Проснулись в 7 часов, чтобы в 7:30 выехать с базы и двинули на Байкал. За 4,5 часа доехали до Северобайкальска. На дороге ямы, асфальт, который есть тоже весь в ямах.
На въезде в город заправились, стоявший за мной перед колонкой парень сказал, что у меня гвоздь в колесе, тут же на заправке на шиномонтаже мне залепили пробоину, не снимая колеса.
В самом городе, пока искали заправку, заметил в городе ооочень знакомые очертания вокзала. В Нижневартовске ж/д вокзал почти такой же, как и в Северобайкальске, только отделан более современными материалами. Еще забавный случай был в городе. Перед почти каждой стелой мы останавливались и фотографировались на ее фоне. Я как обычно, достал флаг нижневартовского внедорожного клуба и поставил его на багажник для фотографирования. Ну а снять забыл. И где-то в городе он у меня слетел, причем я заметил это в зеркало заднего вида, но не сразу понял, что за серая тряпочка лежит на дороге. Чуть проехав, остановился и пошел искать флаг. Долго его там искали, не нашли. И позже, уже сходив на рынок, пообедав в позной, мы заполучили флаг обратно, его нам отдал нашедший (!) нас мужичок на нивке, который ехал следом за мной и подобрал флаг там, где я его посеял. Перекусили в позной. Я купил себе тапки и красные купальные труселя, и мы двинули на Байкал. Так как был будний день, на Байкале народу и не было, мы остановились на берегу, расставили палатки.
Пива в городе набрали, а про омуля все забыли. Я решил сгонять до Нижнеангарска за рыбой. Там очень удачно сразу же наткнулся на магазин при рыбозаводе и очень недорого был закуплен вяленный, копченый и малосольный омуль, который мы с удовольствием и употребили под холодное пиво. Вечером еще пожарили шашлык и с удовольствием переночевали на берегу озера.
БАМ во всей красе (07.07)
Утром не спеша собрались и поехали дальше. В Новом Уояне заправились, пообедали в кафе «Сосновый бор».
Я отправил СМС-ку Антону (Tony60). Так совпало, что он почти сразу и откликнулся. Москвичи как раз в этот же день вышли со 110-го километра и направились в Новый Уоян на ремонт. Когда мы оттуда выезжали, мы с ними и встретились. Некоторые были очень сильно рады прохождению 110-го.
Дорога после Нового Уояна очень сильно испортилась. Скорость значительно упала.
Проехав еще пару десятков километров, мы встретили группу эстонских джиперов из трех машин. Они ехали из Монголии домой по БАМу. Пофотографировались и поехали дальше.
К 10 вечера приехали в Северомуйск. На подъезде к нему сфотографировали «Чертов мост», запечатлели сам тоннель. Везде вышки, колючая проволока. Охраняются даже вентиляционные шахты.
Вообще, Северомуйский тоннель — уникальнейшее сооружение. Протяженностью более 15 км он является самым длинным в России и самым сложным в мире. Строили тоннель 26 лет, сдали в эксплуатацию в 2003 году, со сдачей тоннеля и собственно закончилось строительство БАМа. Проходка тоннеля стоила жизни 125 человек. В общем, это очень интересный объект, в Интернете множество информации по этой теме.
В самом Северомуйске у инспектора ГИБДД (!) спросили дорогу к заправке, где залили бензин и около пожарной части встали на ночевку. Немного пообщались с местным охранником, любителем нив и уазиков. Нас как обычно постращали, что проехать мы не сможем никуда, потому что никакой дороги нет, мостов нет и вообще, только местные водители героически преодолевая себя, приняв на грудь как минимум по литру, могут ездить по местным направлениям, бродам и мостам. Мы как обычно покивали, пропустили все мимо ушей, поужинали в беседке тут же на территории ПЧ и завалились спать в машинах, а родители в какой-то из комнат в части. Таксимо — Витимский мост — Куанда (08.07)Утром поехали на Таксимо. По пути нас ждал первая из обещанных нам сложных преград, Голубой ручей. Он оказался мелким, потому мы проскочили его безо всяких проблем. Но говорят, когда где-нибудь в горах проходит дождь, ручей превращается в непроходимую ловушку. У него достаточно глубокое русло и очень бурное течение. Машины весом в 2-3 тонны тащит только так. Очень много машин там потопили. После проезда ручья, умылись в нем, вода очень чистая и очень холодная, тем не менее, я даже умудрился помыть голову. Естественно, я не удержался и наполнил канистру питьевой водой из ручья.
Дальше по дороге встретили два или три КамАЗа из Бодайбо. Как обычно за рулем сидели не очень трезвые водители. Вообще, кроме джиперов, на БАМе трезвым не ездит никто, да и мы, бывало, нарушали сухой закон, но очень аккуратно :) По пути стали попадаться лужи и одна из них была прямо около ж/д насыпи. Я взял немного правее, заехав на насыпь, так как по центру лужи ехать было страшновато. Не заметил под травой большие булыжники на насыпи и наехал правыми колесами на эти камни. Машина очень опасно накренилась влево, я остановился, а машина реально была на грани опрокидывания. Штурман с Сотки повис на правом борту, размотали на Крузаке лебедку и сдернули меня назад. Еще в Северобайкальске я обнаружил повреждение на пыльнике ШРУСа. Под Таксимо пыльник сильно порвало и, так как впереди еще предстояло много бродов и пыли, я его замотал полиэтиленовым мешком, и было решено менять пыльник в Таксимо.
Перед Таксимо был мост через Сунуекит. Но нам он показался непроезжаемым, и мы двинули через брод. Я не включил хабы и без передка в броде сел, хотя глубина была небольшая. Подключив передок, выехали из этого брода и благополучно добрались до Таксимо.
Таксимо — чистенький такой, небольшой городок. Пообедали в столовой при железной дороге. Спросили у какого-то водителя нивы про заправку и про СТО. Он любезно нам всё показал. В Таксимо есть СТО, говорят, единственное, где можно починить любую машину. Владелец Игорь. Он любезно помог в поиске пыльника и в поиске хомута, а также заварил наконец-то мой глушитель, а то я пол-БАМа проехал и всех медведей распугал, так мы ни одного и не видели :) В Таксимо кроме обычных комаров было очень много черных усатых жуков. Я их в детстве очень боялся, мы их звали «волосогрызками», здесь все называли их «стригунами». Довольно неприятное, скрипящее, цепкое и неубиваемое насекомое. Я рассказал о своем детском страхе попутчицам, и стригунов теперь стали бояться и люто ненавидеть Наталья с Соней :) Из Таксимо выехали вечером. Дорога пошла совсем уж никакая, очень много полуразрушенных мостов, глубокие лужи. Возле скопления самых глубоких встретили иркутских геологов. Ребята на собственных, довольно подубитых, внедорожниках ездили в Чару по каким-то своим геологическим делам :)
Наконец-то мы доехали до этого чуда чудного, до витимского моста. Геологи, кстати, сказали, что в этом году мост хорошо сделали и ехать по нему одно удовольствие. Для тех, кто не в теме, Витимский мост был когда-то нормальным мостом, потом он сгорел, и остались две железные платформы полуметровой ширины, идущие параллельно друг другу. Раньше по ним ездили машины, потом это безобразие решили прекратить и заложили платформы поперек шпалами. Длина моста около 600 м, ширина метра 3, высота метров 15-20 в малую воду. Не знаю, по мне, так эти цифры можно смело удваивать, так как я панически боюсь высоты :) До середины моста шпалы лежат без крепежа, просто так, ограждений никаких нет, по краям машины места около полуметра. Как я проехал мост — история отдельная, но скажу так, никогда не понимал людей, лезущих на разные там аттракционы в парках, а здесь хочешь, не хочешь, ехать пришлось, не возвращаться же назад.
После проезда достали коньяк, выпили по 100 грамм с аборигеном, поджидавшим нас на том берегу, да и поехали дальше. Нужно было до темноты попробовать форсировать Куанду. К Куанде подъехали уже в сумерках.
Автомобильный мост через Куанду полностью разрушен, переехать ее можно только вброд. В поселке организован своего рода маленький бизнес по перевозке таких бедолаг, как мы, через брод на УРАЛе. К нам сразу же подскочил местный паренек на мотоцикле и предложил услуги переправы. Но мы сначала хотели попробовать сами. В общем, подъехали к реке, походили по ней, померили глубину. А потом взяли, да и проскочили реку. На том берегу, уже в темноте, встали на ночевку. Сначала я хотел встать на берегу, но Наталья напомнила о коварстве местных рек и ручьев, и я поднялся повыше и встал рядом с Соткой. В Чару (09.07)Ночью мимо нас прошел какой-то грузовик, вроде как УРАЛ. Переправляться он не стал, дождался рассвета и уже потом переехал на ту сторону. Мы встали рано, в 6 утра. Позавтракали и поехали на Чару. По пути все больше и больше встречалось разрушенных мостов. Проезжали где по броду, где по мосту. Чаще всего было видно, где все ездят. В одном месте вместо речки или ручья в русле оказался язык ледника. Было довольно забавно наблюдать такую кучу льда вблизи, когда солнце жарит и температура зашкаливает за 30°. Подурачились на леднике, пофотографировались, поехали наверх, на мост. На мосту обнаружился провал. А так как мы вообще нигде ничего не строили, не пилили и не подкладывали, решили поехать по пути наименьшего сопротивления. Спустились к леднику и с опаской его переехали. Боялись того, что подо льдом могли образоваться промоины (а толщина льда там 1,5-2 м) и в них могли провалиться машины. Но все обошлось. Мост через реку Чара некоторым образом напоминал витимский. Но особых эмоций не вызвал и проскочили мы его не заметив.
В Новую Чару мы хотели попасть к утру 7 июля, так как именно в этот день по анонсу участники фестиваля «Кодар-2011» должны были отправиться куда-то, то ли на водопады, то ли в горы, в общем, по заповедным местам. Мы имели желание проехать вместе с ними и хорошенько там все осмотреть и пощупать :) Но в поселок мы приехали на 2,5 дня позже. На въезде сразу же встретили ребят на Dodge Ram. Они ехали из Москвы тоже в Магадан. Ну а последнюю неделю принимали участие в фесте. У них через пару часов должен был закончиться ремонт, и они планировали выехать на Магадан вечером. В принципе, это совпадало с нашими планами, а впереди нас ждала переправа через реку Олёкма по ж/д мосту, которую мы хотели пройти вместе. Как сказали ребята, на озере в сторону Чары, участники фестиваля еще стояли лагерем, поэтому мы решили сегодня заночевать там, но по дороге на озеро, мы встретили всех. Фестиваль кончился и все ехали по домам. Кто-то хотел поехать через Северобайкальск домой, кто-то через 110-й километр. Мы сфотографировались, отписали смс-ку ребятам на Додже и поехали из поселка дальше, чтобы где-нибудь на реке встать на дневку.
На выезде из Новой Чары есть база отдыха с горячими источниками. Но нас это место почему-то не сильно привлекло, мы там не стали останавливаться. Проехали порядка 50 км. На речках было очень много мошки. Решили забраться повыше (там была какая-то дорога в гору к какой-то телевышке). Там на сопке, на открытом месте и встали.
Дед сразу же рванул на реку, на рыбалку, мы развели костер, сварили суп, поставили палатку, выпили 100 грамм. Сначала было ооочень жарко, к вечеру как обычно стало прохладно. Изредка мимо проезжали поезда, с сопки открывался вид прямо на БАМ. Место там довольно дикое, потому, мусор на время ночевки отнесли подальше от лагеря. Перед этим Натальина мама решила выбросить косточки рядом с лагерем со словами «Ну может быть, зверек какой-нибудь полакомится». Когда я сказал, что таким зверьком, скорее всего, окажется медведь, она почему-то передумала выбрасывать кости рядом со своей палаткой :) Сидя в лагере со спутникового телефона поздравил супругу с днем рождения, чем напомнил, что у кого-то из родни экипажа Сотки тоже день рождения, и они тоже воспользовались услугами спутниковой связи для поздравления именинника. Серьезная поломка (10.07-12.07)
На утро поехали на переправу через Олёкму. По пути проезжали поселок Хани (р.Саха), следующим был поселок Олёкма. Мы его проскочили, потом решили вернуться, чтобы заправиться, но, пообщавшись с местными джиперами (коими там являются практически все автолюбители), узнали, что бензина в поселке нет, и все-таки поехали дальше. За поселком проехали через мост через реку Хани, спустились и под мостом решили устроить завтрак и помывку. Простояли мы там часа полтора. После чего я попытался завести автомобиль. Но это мне не удалось. Как оказалось, заклинила водяная помпа. Ехать дальше на этом авто было нельзя. Отбуксировали его на дорогу, родителей оставили охранять Тагер, а мы втроем (я, Наталья и Соня) на Сотке поехали в поселок, узнавать насчет возможности ремонта. По пути застали пожар, образовавшийся от бездождевой молнии. Возле пожара стоял УАЗ буханка, рядом с ней женщина и несколько ребятишек. У женщины узнали, что таких бедолаг как я обычно ремонтируют в местной пожарке, представители которой тут же и появились на горизонте и быстренько потушила пожар. Мы вернулись за Тагером, зацепили его на буксир и отволокли в Олёкму к пожарной части, где я снял помпу и отдал ее местным умельцам. После долгих обсуждений и попытко разобрать агрегат все успокоились, разошлись по домам и посоветовали нам ждать :) В общем, в Олёкме мы провели 3 дня. За это время местные Кулибины распилили старую помпу на части, и, оставив от нее только корпус, собрали новую начинку, выточив новую ось, сварив новую крыльчатку и подобрав отечественные сальники и подшипники.
Я связался с одноклубниками с сайта korandovod.ru, они купили мне в Красноярске новую помпу и отправили ее самолетом в Якутск, до которого я планировал все-таки добраться своим ходом. За время нашего пребывания в поселки, его посетили двое мотоциклистов из Голландии и ребята на внедорожниках из Благовещенска. В общем, джиперы и разного рода экстремалы в этих краях довольно привычное зрелище, поэтому ни те, ни другие, ни мы особого интереса у местных уже не вызывали. Дальше | |
Просмотров: 1713 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |